Экспериментальная деятельность
С 2008 года подразделение ведет работу по внедрению регионального компонента в образовательный процесс учреждения по теме «Апробация УМК и учебника Байкаловедение».
Работа по апробации УМК «Байкаловедение» в 2013/2014гг в подразделении ведется педагогами: Молчановой Н.В., Окуловой В.Г., Владимировой А.П., Темниковой Т.Н.
На основании Распоряжения Министерства образования Иркутской области №268-мр от 22.03.2011, был составлен приказ по учреждению о ведении экспериментальной деятельности по апробации учебника «Байкаловедение» (№91/1 от 05.09.2013г).
Тема исследования:
|
Апробация учебно-методического комплекса «Байкаловедение» в МБОУ ДОД «Эколого-биологический Центр» |
Руководители эксперимента |
1. Игольницына Л.М., зав ЭИЦ ИИПКРО, к.б.н. 2. Хлиманкова Е.С., к.б.н. |
Цель эксперимента:
|
Апробация и корректировка экспериментальной учебной программы для учащихся 5 классов «Байкаловедение», доработка УМК, включающего в себя учебное пособие, программу и методическое пособие для учителей с целью развития Иркутского областного регионального компонента.
|
Задачи эксперимента:
|
1. определить уровень предлагаемого набора средств обучения в имеющемся УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств. 2. подобрать оптимальные методы и средства и организационные формы обучения предмету. 3. создать условия для создания у школьников знаний о ценности, уникальности и престижности сохранения озера Байкал. 4. создать условия для определения и реализации культурного потенциала каждого ученика, воспитание таких качеств личности как экологическая грамотность, экологическая культура, патриотизм, гражданственность, толерантность, нравственность. 5. способствовать развитию исследовательских, аналитических, познавательных способностей обучающихся.
|
Объект исследования:
|
Процесс обучения разновозрастных воспитанников МБОУ ДОД «ЭБЦ» с использованием программ учебного курса «Байкаловедение». Формирование системы экологических ценностей и представлений. |
Предмет исследования:
|
Формирование у обучающихся положительной мотивации на решение природоохранных проблем байкальского региона и необходимости разумного отношения к окружающей природе.
|
Гипотеза эксперимента:
|
Целенаправленное изучение фактического материала УМК «Байкаловедение» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения позволят сформировать у обучающихся систему экологических представлений, связанную с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы, воспитает экологически культурного, грамотного жителя региона. А именно: · расширит знания об уникальности озера Байкал, ценностях и престижности сохранения природы Байкала и Прибайкалья; · будет способствовать формированию личности с экоцентрическим типом экологического сознания; · сформирует систему умений и навыков (технологий) компетенций, ценностных ориентиров поведения и взаимодействия человека с окружающей природой (средой). |
Нормативная база эксперимента
1. Распоряжение Министерства образования Иркутской области «Об экспериментальной апробации учебно-методических комплектов по «Байкаловедению» № 268-мр от 22.03.2011.
2. Приказ по учреждению МБОУ ДОД «Эколого-биологический Центр» «Об экспериментальной апробации учебно-методических комплектов по «Байкаловедению» № 91/1 от 05.09.2013г.
Кадровое обеспечение эксперимента
№ |
Ф.И.О. педагога
|
Должность |
Роль в эксперименте |
1 |
Молчанова Н.В., Владимирова А.П. Окулова В.Г. Темникова Т.Н.
|
Педагоги Дополнительного образования |
Проведение экспериментальной работы |
2 |
Темникова Т.Н.
|
Психолог |
Психолого-педагогическое сопровождение Проведение диагностики |
3 |
Рубцова В.А.
|
Зам.директора по УВР |
Контроль за проведением эксперимента |
Материальное обеспечение эксперимента
- Учебник «Байкаловедение» для 5 кл. (автор Е.Н.Кузеванова) – 20 шт
- Учебник «Байкаловедение» для 6-7 кл. ( Е.Н.Кузеванова) 2007г – 14 шт, 2011г-30 шт
- Программа «Байкаловедение» для учащихся 5,6,7 классов (Е.Н.Кузеванова, Н.В. Мотовилова) – 1 шт
- Материалы для апробации учебного пособия «Байкаловедение» для учащихся 5 классов (бумажный и эелектронный вариант)
- Физические и контурные карты к учебному пособию.
- Справочные материалы по флоре и фауне Прибайкалья.
- Атлас Иркутской области – 2 шт
- Фото-определитель «Редкие виды растений южного Прибайкалья» (составитель АА Тулин, АС Красопевцева, ВМ Краснопевцева, АМ Зарубин).
- Экологически чистые сказки с берегов Байкала. Книжка 1, 2, 3( С Бунтовская)
- Атлас-определитель «Птицы» (ВВ Попов)
- Олимпиада по Байкаловедению (Е.Н.Кузеванова)
- Море загадок (ВВ Тахтеев)
- Учебное пособие «Байкаловедение» (О.Г. Пенькова)
Повышение квалификации по эксперименту
№ п/п |
Тематика |
Год |
ФИО педагога |
Форма |
1 |
Экология озера Байкал. Байкаловедение. |
2007г |
Бусыгина И.Г. Молчанова Н.В. |
Курсы |
2 |
Методика проведения опытно-экспериментаьных исследований по апробации УМК «Байкаловедение» в ОУ Иркутской области. |
2008г. |
Молчанова Н.В. |
Обучающий семинар |
3 |
Апробация УМК Байкаловедение в ОУ Иркутской области. |
2010г. |
Молчанова Н.В. |
Отчетный семинар |
4 |
Опытно-экспериментальные исследования по апробации УМК «Байкаловедение» в образовательных учреждениях Иркутской области. |
2011г. |
Бусыгина И.Г. |
Отчетный семинар |
5 |
НПК «Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы» |
2012г. |
Молчанова Н.В. |
Отчетная конференция |
6 |
НПК «Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы» |
2013г |
Окулова В.Г. |
Отчетная конференция |
7 |
Областная НПК «Экологическое образование, экологическая культура для устойчивого развития ОУ в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы» |
2014г |
Молчанова Н.В. Владимирова А.П. |
Отчетная конференция |
Разработка программно-методического обеспечения по эксперименту
№ п/п |
Годы |
Продукт деятельности по эксперименту |
1 |
2008/2009 |
1. Элективный курс «Экологический туризм на Байкале» на 34 часа для учащихся 9 классов. 2. КТП «Байкаловедение» на 134 (144)часа на основе программы Е.Н.Кузевановой для 6-7классов. |
2 |
2009/2011 |
3. Спецкурс «Байкаловедение» на 34 часа для учащихся 8 классов МОУ СОШ №12. 4. Программа «Загляни за горизонт», блок «Озеро Байкал-объект всемирного наследия» на 42 часа. |
3 |
2011/2012 |
1. Программа «Удивительный мир Байкала» на 72 часа для учащихся 5 класса МОУ СОШ №3. 2. Программа «Путешествие в страну Байкалию» на 1 г.о., 144 часа для учащихся С(К)ОШ № 27.
|
4 |
2012/2013 |
1. Программа «Байкал – жемчужина Сибири» на 2г.о по 144 ч каждый для учащихся 5-6 кл С(К)ОШ №27 |
Учебная деятельность по эксперименту. Охват учащихся по школам
№ п/п |
Годы |
Рейтинг школ-участниц экспериментальной деятельности (в рамках сотрудничества) |
1 |
2008/2009 |
6 кл МОУ СОШ №42 – Владимирова Алена Павловна. 6 кл МОУ СОШ № 32 – Осипова Екатерина Николаевна. 7 кл МОУ СОШ №37 - Молчанова Наталия Викторовна.
|
2 |
2009/2011 |
8 кл МОУ СОШ №12 – спецкурс «Байкаловедение» 6 кл Гимназия №1 - программа «Загляни за горизонт», блок «Озеро Байкал – объект всемирного наследия» (42 ч)
|
3 |
2011/2012 |
5 кл МОУ СОШ №3 – программа «Удивительный мир Байкала», 4 кл МОУ СОШ №3 – программа «Удивительный мир Байкала», 3 кл С(К)ОШ №27 – программа «Путешествие в страну Байкалию»
|
4 |
2012/2013 |
5 кл МБОУ СОШ № 42 – программа «Удивительный мир Байкала» 5 кл С(К)ОШ № 27 – программа «Байкал – жемчужина Сибири» |
5 |
2013/2014 |
5 кл С(К)ОШ №27 - программа «Удивительный мир Байкала» 6 кл С(К)ОШ № 27 - программа «Байкал – жемчужина Сибири» 7 кл С(К)ОШ № 27 - программа «Байкал – жемчужина Сибири» 9 кл С(К)ОШ № 27 - программа «Удивительный мир Байкала»
|
Воспитательные мероприятия для учащихся городских школ по эксперименту
№ п/п |
Годы |
Продукт деятельности по эксперименту |
1 |
2008/2009 |
1. День Байкала на базе о/л «НАДЕЖДА» · Игровое мероприятие «Путешествие вокруг озера Байкал». · Викторина о Байкале. · Фильм о Байкале.
|
2 |
2009/2010 |
1. Городской конкурс «Байкальский марафон» для учащихся 7-8 классов: - конкурс плакатов в защиту Байкала; - конкурс макетов Прибайкалья; - конкурс презентаций «Мой путеводитель по Байкалу». 2. Городской конкурс-игра «Юный краевед»
|
3 |
2010/2011 |
1. Городской конкурс, посвященный Дню Байкала. 2. Городской конкурс-игра «Юный краевед»
|
4 |
2011/2012 |
1. Городской конкурс-игра по экологическому краеведению «Байкалу посвящается».
|
5 |
2012/2013 |
1. Месячник, посвященный Байкалу (конкурсы рисунков, плакатов, поделок, исследовательских работ, проектов). 2. Городской конкурс-игра «Юный краевед». 3. Городская викторина по Байкаловедению.
|
6 |
2013/2014 |
1. День Байкала (конкурсные мероприятия, посвященные Байкалу). 2. Городской конкурс «Я живу в Прибайкалье».
|
Итоги прохождения программного материала
экспериментального курса «Байкаловедение»
В декабре и мае проводился мониторинг обученности учащихся в рамках эксперимента. основным критерием был вектор прохождения программного материала по байкаловедению. В результате анализа полученных данных было выявлено:
ФИО педагога |
Программа
|
Год обучения по программе |
Прохождение программного материала за полугодие (%) |
Качество знаний |
Молчанова Н.В. 5 класс С(К)ОШ №27 |
«Удивительный мир Байкала» |
1 г.о., 144ч
|
100%
|
43% |
Окулова В.Г. 6 класс С(К)ОШ №27 |
«Байкал – жемчужина Сибири» |
2 г.о., 144ч/144ч |
100% |
20% |
Владимирова А.П. 9 класс С(К)ОШ №27 |
«Удивительный мир Байкала» |
1 г.о., 144ч
|
100%
|
50% |
Темникова Т.Н. 7 класс С(К)ОШ №27 |
«Байкал – жемчужина Сибири» |
2 г.о., 144ч/144ч |
100% |
90% |
ИТОГО |
|
100% |
51% |
Вывод:
2. Для проведения эксперимента взяты параллели классов коррекционной школы №27: 5А и 5Б классы, 6А и 6Б, 7А и 7Б, 9А и 9Б.
3. Прохождение программного материала в творческих объединениях, работающих по эксперименту «Апробация УМК и учебника «Байкаловедение» (экспериментальные группы) за 2013/2014гг составляет 100%.
4. Качество знаний в 5 кл С(К)ОШ №27 – 43%, в 6 классе – 64%, в 7 классе – 90%, в 9 классе – 50%. Средний показатель – 51%. Успеваемость – 100%.
5. Итоги административного среза знаний у учащихся контрольных групп составляют: качество знаний –29,5%, успеваемость – 100%.
6. В результате проведенного анализа диагностики психометрических данных было выявлено, что учащиеся экспериментальной группы отличаются от учащихся контрольной группы уровнем памяти, внимания, воспитанности (критерий «отношение к природе»).
Результативность участия детей в конкурсах, НПК, мероприятиях